пятница, 31 октября 2008 г.

Wiki и школа

ВикиВики (wiki) на гавайском языке означает «быстро-быстро». Но это было раньше, а теперь Wiki — английское слово. Это слово добавлено в онлайновый Оксфордский Словарь Английского языка (Oxford English Dictionary, OED).

Что же означает «быстро-быстро» делать? Быстро можно создавать гипертекст, т.е. коллекцию взаимосвязанных записей. Причем автору ничего специально делать не надо. Программа сама любой текст интерпретирует как гипертекст. Таким образом, создается сеть. И в этой сети просто заблудиться, следуя от одной ссылки к другой. В такой коллекции текстов нет никакой иерархии страниц (главы, темы, подтемы), как в книге. И в этом её своеобразное преимущество. Целью гипертекста является установление и поддержание различных связей между различными элементами.




Система ВикиВики провоцирует не только индивидуальное, но и коллективное написание гипертекста, позволяет легко находить соавторов. В ВикиВики возможно создавать коллективный гипертекст, то есть возможность создавать и редактировать любую запись предоставлена каждому из членов сетевого сообщества.
Самые известные проекты - популярная интернет-энциклопедия Wikipedia и Letopisi.Ru

Технология Вики создана открытое программное обеспечение с бесплатным исходным кодом. У школ есть возможность использовать бесплатную образовательная среду HAVIKE и установить там модуль Вики. Это легко может сделать руководитель по инфотехнологиям.




На картинке представлен «образ» Вики. Текст о системе «пропущен» через сервис http://wordle.net/. Мне кажется, что в ней отражены основные принципы Вики.


«Возможности пользователя» - очень широки. Автор текста может создавать текст,
редактировать свой и чужой текст, систематизировать написанное, может сохранять
тексты и мысли.
«Версии» - все версии редактированного текста сохраняются. К
ним можно вернуться. Благодаря этому можно узнать, кто какие и когда вносил
изменения.
«Страницы» - миллионы страниц гипертекста создано чуть более, чем
за десяток лет.

Что можно делать в среде Вики школьнику?
Мне самой стало возможным подробнее ознакомиться с технологией Вики благодаря конкурсу "IKT vahendid ainetunnis", проводимому Tiigrihüppe SA в 2008 году. Одним из условий было оформление работы в одной из сред Вики. Сначала мы стали выполнять работу каждый индивидуально, а потом поняли, что это может быть только коллективный труд. Так возникла наша Школьная Википедия. У нас получилась:
коллективная летопись событий школы
страницы портфолио учителей –предметиков
разделы, посвященные программному материалу, изучаемому на уроках
страницы, рассказывающие о новых инструментах web 2.0 и их использовании в учебном процессе
коллективная копилка методических материалов

Статистика за несколько месяце говорит сама за себя.

Всего в базе данных содержится 181 страницы
Было загружено 61 файла
Всего
с момента установки вики было произведено 15 833 просмотра страниц
1062
изменения страниц

Основные преимущества работы в среде
Wiki

- Среда очень удобна для работы.
- "Выход" коллективной работы будет больше суммы представленных по отдельности работ.
- В среде нет иерархической структуры, что позволяет создавать отдельные разделы, темы, страницы и затем связывать их между собой ссылками.
- В ВикиВики ссылки на еще не созданные
тексты являются единственным способом создания новых записей.
- Возможность редактировать страницы.
- Возможность отслеживать результаты действий ближайших соседей
- Возможность видоизменять свое собственное поведение, сообразуясь со своим ближайшим окружением

Учеников просто так сразу не посадишь работать в среде. Требуется длительная подготовка, что мы и делаем в течении многих лет. Мы проводим уроки на форуме, на блогах, в различных средах и сервисах. При этом сохраняются определённые риски:

- Как относиться к чужому редактированию?
- Какими должны быть критерии оценивания работ учащихся?
- Достаточно ли технических навыков?
- Какие темы выбрать для создания статей?
- Как придумать нестандартное задание для работы в среде Вики?

Работа в среде – это выход за пределы конкретного урока и к нему должны быть готовы и ученики и учителя.
Данный инструментарий активно используется учителями эстонских школ. Они освоили уже различные Wiki-сервисы:
Wikispaces
PBwiki
Wetpaint

Здесь можно посмотреть работы участников конкурса.

Использованы материалы республиканской конференции "От учителя к учителю"

среда, 22 октября 2008 г.

среда, 15 октября 2008 г.

Global map

Предлагаю познакомиться с картографическим ресурсом http://maps.maplecroft.com./
Используя предлагаемые карты можно сформулировать вопросы и задания для старшеклассников как по истории и обществоведению (место Эстонии в современном мире), так и по географии, экономике, экологии и иностранному языку.
Сайт предлагает обширную базу данных на основе политической карты мира. Пользоваться ей очень легко. Но для полного восприятия информации надо знать хотя бы немного английских слов. Или воспользоваться электронным переводчиком http://online.perevodov.net/




Перед нами открывается карта мира, где все страны окрашены в одинаковый серый цвет. Она станет разноцветной, как только мы выбираем какой-нибудь критерий одного из четырех разделов: "Окружающая среда", "Политика", "Экономика" и "Социальная сфера". Цвета обозначают, как обстоят дела по данному вопросу в той или иной стране. Например, по критерию "Коррупция и прозрачность" Россия выглядит темно-коричневой, что отражает самый высокий уровень коррумпированности чиновников, а Норвегия - розовой, там ситуация в этой сфере значительно лучше.

Кроме того, на странах нанесены различные значки, на которые можно навести курсор и получить всплывающую подсказку с поясняющей информацией. Если кликнуть по подсказке, откроется дополнительное окно, в котором изложены подробности. Значками-страничками обозначаются новости на выбранную тему, они тоже разноцветные, каждый цвет обозначает свою тему новостей. По желанию можно детализировать поиск и ограничиться одним государством, выбрав его на карте или из выпадающего списка. В этом случае, справа от легенды карты появится еще одна колонка - с основными данными о стране: население, территория, климатические условия, объем ВВП и т.д.. Разобраться помогут и ссылки под картой, которые меняются в зависимости от темы.