понедельник, 29 октября 2007 г.

Как можно провести дискуссию по следам прессы

"Смертная казнь исчезает. Не везде"- "Postimees" 12 октября


среда, 17 октября 2007 г.

Прекрасная возможность использовать на уроке в 7 классе короткие фильмы из серии "История Государства Российского".

Крещение Руси

"Русская правда" Ярослава

"Поучение" Владимира Мономаха

Сайты и Александр Сергеевич

Ко дню Лицея ребята создали несколько авторских сайтов о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Здесь развивались не столько технологические умения, сколько раскрывались творческие способности учеников. Они изучали материал, задавали вопросы, сочиняли, рисовали и погружались в историю.
Подробнее...

пятница, 12 октября 2007 г.

Конфуций. Афоризмы


  • Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет,
    не желая учиться, окажется в затруднении.

  • Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя
    не поспеть за собственными словами.


    Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.


    Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так,
    словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

среда, 10 октября 2007 г.

Немного о мультикультурности к уроку

Дань моде или объективная реальность?

Блог... Ещё в начале года я не могла бы точно сказать, что это такое. И вот теперь с удовольствием веду свой профессиональный блог. Объективная реальность, а не дань моде вести профессиональный разговор на своей домашней страничке. Тем более, работая с детьми. Тем более, живя в Эстонии...
Один известный политик критически высказался в своём блоге о другом известном политике. Эта информация стала известна всем в последние дни и привела, можно сказать, к международному скандалу. Помните? Это ли не подтверждение открытости нашего общества и его коммуникативности?
Если хотите проверить, то посетите домашнюю страничку Рийгикогу и посмотрите состав Х созыва (ХI ещё не активирован). У многих депутатов есть свой сайт или блог.

воскресенье, 7 октября 2007 г.

Политинформация. Как много в этом слове...

Однажды, коллега поделилась со мной опытом работы. Чтобы как-то привлечь своих учеников к общественно-политической жизни, она ввела на своих уроках 5-10 минутные сообщения учеников о мировых событиях. Это напомнило мне, проводимые в своё время, политинформации.
Вспомним «хорошо забытое»!
Мои двенадцатиклассники подготовили и провели по два урока подряд. Я же сидела на последней парте, иногда комментировала, бросала реплики, но, вообще-то, в процесс не вмешивалась. Мои «временные заместители» были на высоте!
В трёх классах уроки прошли по-разному. Там, где дома не подготовились, организовали и провели дискуссию на тему: «Перспективы развития Украины». Оказалось, что многим эта тема интересна.
Другой класс подошёл творчески. Новости были представлены в лицах. Возникла новая профессия «новостёр». И попробовать себя в этой профессии можно было прямо на уроке. Почти всех выступающих благодарили аплодисментами. И не удивительно: новости подбирали интересные всем. Помимо политики, говорили о науке, культуре. Новости экономики оказались вполне «весёлыми» благодаря театрализации, вхождения в роль «новостёра».
Информация выступающих вызывала реакцию в классе в виде живого обсуждения, обмена мнениями. Учащиеся старались задавать вопросы, делать выводы.
Понравился ли урок? С уверенностью могу сказать, что понравился и мне и ученикам. Уходя с урока, те, кто не готов был выступать в этот раз, спрашивали о том, можно ли им выступить в следующий раз. Значит, мы хотим и будем продолжать. Информации-то в современном мире много, но мы часто пропускаем её мимо...

четверг, 4 октября 2007 г.

История Государства Российского

"Один день из жизни..."

Увлечение историей присуще многим людям. В последнее время особенно популярными стали инсценировки исторических событий. Погружаясь таким образом в историю того или иного события, люди быстрее приходят к пониманию важности и целостности исторического процесса. Но такие инсценировки весьма дорогостоящие и требуют определённого сценария, декораций и костюмов. Мои ученики с огромным удовольствием приняли бы участие в подобной ролевой игре. Для этого мы можем, например, поехать в замок Раквере или посетить ремесленные мастерские в Старом городе.
Но на уроке, для того чтобы ученики погрузились в очередное изучаемое события таких условий нет. И тут я могу уповать только на безграничное детское творчество. Задания можно предложить разные. В том числе: сочинить рассказ, используя только глаголы, или описать один день из жизни людей в прошлом от первого лица и т.д.
Как это? А что писать? А так не получиться... Это трудно! Ну, можно как-нибудь не так?
Вот такие возгласы я услышала в первый момент от своих шести- и семиклассников. Каково же было моё удивление, когда на форуме ЛЕСа я увидела тему, открытую ученицей после этого урока. Вот он, креатив, требующий публичности и признания! Вот он, интерес и стремление к самовыражению!

Эксперимент: ученики проводят уроки

В нашей программе по истории России в гимназии отведено чуть менее 20 уроков. Кто учил или просто интересуется историей России, тот понимает, что это ничтожно мало. Что же делать? Экспериментировать!!!
Ответ найден и теперь я смогла сформулировать 10-классникам его конкретную цель:
учить самостоятельно учиться.

Перед учениками были поставлены задачи:
найти информацию по выбранной ими теме;
продумать структуру урока;
придумать форму проведения урока;
использовать различные методы;
получить обратную связь.

Думаю, что на многих уроках ученикам приходилось делать сообщения или доклады, выступать с презентацией, проводить игры. У меня же было поставлено условие – это должен быть полноценный урок. Мы учились и играли, играли и учились. И мои ученики и я. В конце урока – обсуждение, обмен мнениями с теми, кто проводил урок.
Итоги экперимента и обратная связь были опубликованы на страницах ЛЕСа